Настоящее и будущее российского нотариата неразрывно связано с развитием электронных технологий. Где находится баланс между гарантиями правовой безопасности и комфортом, который дает цифра; в каком направлении будет развиваться дальнейшая цифровая трансформация нотариата; как оценить прикладные аспекты работы Единой информационной системы нотариата; какие изменения напрашиваются в нормативной сфере уже сейчас — эти и другие вопросы были рассмотрены в рамках панельной дискуссии «Цифровой нотариат: настоящее и будущее», которая прошла в Москве в рамках серии мероприятий, посвященных Дню нотариата и его 155-летнему юбилею.
В дискуссии приняли участие представители высшей школы, ведущие эксперты нотариата, а также члены общественных организаций. Модератором мероприятия выступил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
О важных тенденциях в цифровизации нотариальной деятельности на ближайшую перспективу подробно рассказал председатель Комиссии ФНП по методической работе Илья Радченко.
Прежде всего, по мнению эксперта, назрел полный переход на цифровой документооборот. Нотариат уже давно готов и умеет работать с электронными форматами документов, однако для широкого распространения нотариального акта в цифре необходима аналогичная степень «цифровой» вовлеченности всех остальных ведомств и организаций. До сих пор юридически значимый документ в электронной форме принимается в крайне ограниченном перечне инстанций, что естественно создает неудобства для заявителей. Также урегулирования требует вопрос ограниченного срока действия ЭЦП. По мнению Ильи Владимировича, обе проблемы решаемы, и, скорее всего, нотариальная печать на бумаге через пять лет уже будет редкостью.
Тему перехода на цифровой документооборот логично продолжает и уже рассматриваемая Госдумой инициатива о наделении ЕИС статусом официального хранилища электронных нотариальных документов. «Принятие законопроекта о нотариальных архивах, о котором идет речь, позволит сократить бумажный объем хранения документов, прежде всего, за счет их оцифровки и сокращения сроков хранения некоторых нотариальных актов», — объясняет член Правления ФНП Александра Игнатенко.
В свою очередь, член генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Мостовщиков, член генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия», выразил уверенность в том, что нотариат мог бы взять на себя функцию электронного депозитария, где будут храниться документы, юридическая значимость которых неоспорима. Подобный опыт уже имеет Венгрия, где реализация такой инициативы позволила решить вопросы предоставления доказательств, хранения электронных архивов граждан и юрлиц.
Такую идею поддержал и заместитель председателя комиссии ФНП по методической работе Александр Сагин, заявив, что в ЕИС уже есть сервис хранения для тех же списков участников ООО, и он вполне может быть расширен для других документов.
Важную роль нотариат мог бы сыграть и в цифровизации брачных отношений, а также в обороте цифровых финансовых активов (их дарении, наследовании), — считают представители «Деловой России».
Семь лет назад, когда нотариат начал масштабный запуск цифровых технологий в свою работу, нередко звучали опасения, что в конечном счете компьютер или отдельная программа сделают профессию нотариуса ненужной. В какой-то момент все заговорили о «всесильности» и универсальности блокчейна в части обеспечения безопасности гражданского оборота. И вот только сейчас, в 2021 году, большинству стало очевидно, что высокие технологии — это уникальный вспомогательный инструмент, но не замена такому специалисту, как нотариус, — отметил в своем выступлении председатель комиссии ФНП по использованию информационных технологий Олег Головатюк.
«Когда нотариус разъясняет сторонам сделки права и обязанности, предупреждает о рисках и об ответственности — это своего рода правовой ритуал, который для кого-то может казаться обыденностью или даже формальностью. Однако для обычного гражданина такой „ритуал“ крайне важен», — поделился своей точкой зрения декан Высшей школы правоведения РАНХиГС,профессор Олег Зайцев. Именно это позволяет говорить о том, что человек совершает юридически значимое действие осознанно и добровольно, что сделка безопасна и защищена от оспаривания.
Эта часть работы нотариуса, которую не уполномочен выполнять ни один другой специалист, приобретает особое значение в условиях распространения цифровых форматов гражданского оборота, когда юридически значимые действия могут совершаться практически моментально. По мнению Зайцева, отсутствие «нотариальных ритуалов» усыпляет и без того ослабленную бдительность гражданина и повышает его уязвимость перед мошенниками.
Безусловно, большое значение играет и то, что нотариат, оценивая «цифру» в контексте эффективного подспорья в работе и используя ее взвешенно, уже долгое время развивает надежную электронную инфраструктуру. Как подчеркнул президент ФНП Константин Корсик, «все это разрабатывается за счет собственных средств нотариата, то есть без дотаций из федерального бюджета. И, что ценно, государство нам здесь оказывает доверие, которое нотариат высоко ценит и направляет максимум усилий на реализацию своего потенциала».
Если десять лет назад применение той же цифровой подписи в работе нотариуса казалось чем-то супер-инновационным и вместе с тем достаточно рискованным, то сегодня электронные технологии эффективно и, что важно, безопасно используются при совершении большинства нотариальных действий, — подчеркнул Александр Сагин. Более того, нотариат нашел применение цифре и в контексте повышения защиты юридически значимых сведений и гарантий достоверности документов. Сведения о каждом нотариальном действии регистрируются в ЕИС, что исключает риски незаконного доступа к нотариальным актам, их изменения или внесения информации задним числом. В свою очередь, в широком доступе благодаря нотариату появился целый ряд публичных сервисов проверки юридически важных данных. Более того, теперь каждый может буквально в два счета проверить на подлинность документ с печатью нотариуса, отсканировав размещенный на нем QR-код.
Дальнейшее развитие «электронного нотариата», по мнению Александра Александровича, требует доработки клиента и сервисов Единой информационной системы нотариата, а также совершенствования нормативной базы, регулирующей нотариальную деятельность — в частности, правил нотариального делопроизводства.
При этом новые технологии неизбежно влекут за собой изменения и в структуре нотариальных действий — архаичные односложные действия либо вовсе уходят в прошлое, либо становятся частью более технологичных многоэтапных действий. Так, архаичной уже сегодня можно назвать выдачу дубликатов нотариальных документов, или удостоверение копий, или то же свидетельствование подлинности подписи. По мнению Ильи Радченко, совсем скоро подобные нотариальные действия вообще потеряют свой практический смысл в силу перехода на электронные паспорта, цифровой документооборот и др., и на их место придут новые высокотехнологичные услуги.
Более того, сегодня появляются новые форматы обращения к нотариусу. На данный момент в практику уже введены удаленный и дистанционный варианты получения нотариальной помощи. В цифровых реалиях они имеют огромный потенциал, ведь, с одной стороны, такие форматы максимально прогрессивны и удобны, а с другой — выбор в их пользу не наносит урон правовой безопасности заявителя. «Таким образом, нотариат вновь отвечает важному общественного запросу — находит золотую середину между надлежащим уровнем комфорта для граждан и юрлиц и гарантиями защиты их прав», — отметил Константин Корсик.
Перспективным направлением, по мнению председателя комиссии ФНП по использованию информационных технологий Олега Головатюка, может стать привлечение нотариуса к организации судебных процессов в онлайн-формате. Так, нотариус может обеспечить онлайн-участие свидетеля в заседании в случае, когда необходимо взять у него подписку о достоверности доказательств.
Олег Зайцев позитивно оценивает предложение наделить нотариуса полномочиями госрегистратора. По его мнению, нотариус может стать полноправным участником информационной системы Росреестра и оказывать услугу не только по нотариальному удостоверению сделки, но и по регистрации права собственности.
Профессор кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ Елена Борисова высказала предположение о том, что когда-нибудь значимое место в нотариальной практике займет технология искусственного интеллекта. Также по ее мнению нельзя исключать возможность оптимизации работы нотариальных контор за счет внедрения роботизированных помощников. По мнению других участников дискуссии, сегодня такие идеи вызывают массу практических вопросов (к примеру, кто будет отвечать за ошибки робота или ИИ) и воспринимаются, скорее, как смелые фантазии, к адекватной оценки которых можно будет вернуться не раньше, чем через тридцать-сорок лет.
Полная запись панельной дискуссии с выступлениями всех спикеров доступна по ссылке:
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/diskussiya-cifrovoj-notariat-nastoyashee-i-budushee-klyuchevye-tezisy